“Танцы – это как влюбиться”. Чемпион Беларуси по брейкингу Роберт Таболин о закулисье брейк-данса
Как обычный парень из Барановичей, отучившийся в экономическом университете, вдохновился фильмом “Шаг вперед” и стал чемпионом по брейкингу? Роберт Таболин – неоднократный лауреат конкурсов, участник танцевального коллектива Conquistador Crew, тренер в брейк-школе и к тому же руководитель отдела в крупной логистической компании. Он поделился своими правилами брейка, мыслями о “настоящих би-боях” и поиске стиля.
Шаг вперед
В какой-то момент я посмотрел фильм “Шаг вперед” и выучил его наизусть. Знал каждую фразу главных героев и иногда даже проматывал туда-сюда несколько кадров, чтобы попробовать танцевать так, как они.
В это же время рядом с моим домом открыли школу брейк-данса и набирали танцоров. Я долго сомневался, стоит ли туда идти, потому что был застенчивым и неуверенным в себе парнем.
Первые полгода я боялся лишний раз обратить на себя внимание – даже банально стоять на тренировке не мог, постоянно сидел в углу. Смотрел на тренеров, старших ребят, заряжался ими, вдохновлялся: их стилем одежды, манерой говорить, ходить, вести себя в обществе. Несмотря на страхи, я чувствовал дикое желание танцевать и поэтому пробовал участвовать в небольших “местечковых” соревнованиях. Спустя пару месяцев занятий даже мог перетанцевать кого-то из ребят постарше. Были удивлены все, в том числе и я. Я был темной лошадкой и резко рванул.
Сейчас могу сказать, что половину своей сознательной жизни занимаюсь брейк-дансом. А в начале пути даже не мог представить, что познакомлюсь со многими актерами из фильма “Шаг вперед”. Оказалось, некоторые из них – настоящие би-бои.
Жажда побед
Танцы – это как влюбиться в кого-то. Когда я слышу музыку, мое тело танцует. Для танцев на любительском уровне достаточно таланта. Чтобы побеждать других, нужна работа над собой, правильная постановка целей, четкий расчет, самодисциплина и упорство.
Многие приходили на занятия, чтобы просто поболтать, прикольно провести время. У меня был немного другой подход: я очень много тренировался. Пока все тусовались, я работал над какими-то движениями, пытался отточить технику, освоить что-то новое. Помимо основных тренировок я несколько раз в неделю устраивал себе пробежки вокруг района, чтобы быть в форме. Этот подход немного отличал меня от других ребят. Я ощущал жажду побед, постоянно хотел выиграть батл, а когда проигрывал, злился на себя и тренировался еще усерднее. Я считаю, что брейкинг – это щепотка таланта и приличная горсть упорства. И если ты к чему-то действительно будешь стремиться, то обязательно этого достигнешь.
Вообще, занимаясь брейк-дансом, я чувствовал себя особенным, не таким, как все. Ощущал позитивную вибрацию внутри себя и пытался ее сохранить.
Брейк-культура и настоящие би-бои
Брейк и хип-хоп-культура – это про батл, битву и постоянное соперничество. Допустим, атлетика, биатлон, гимнастика – это соревнования про оценки. В брейкинге все по-другому.
Если ты танцуешь брейк, но не ходишь на соревнования, то ты по факту и не би-бой. Би-бой, на мой взгляд, – это тот, кто регулярно ездит на соревнования и батлит. Показывает своему сопернику, на что способен. Это основа брейк-данса, его эстетика и культура. Я езжу на соревнования в среднем раз в месяц.
В 2008–2012 годах в Барановичах было много брейк-танцоров с огромным потенциалом и талантом. Десяткам детей и ребятам постарше было одинаково комфортно находиться в одном комьюнити. Мы постоянно двигались: выступали на городских мероприятиях, ездили на соревнования, а по выходным и вечерам расстилали коврики в центре города и батлились. Иногда очень скучаю по тем временам и танцевальному азарту.
Сейчас из всех тех, с кем я тренировался, в танцах остался только я и мой учитель Игорь Матусевич. Многие бросают танцы из-за разных жизненных проблем, смены интересов или выгорания.
Сегодня брейкингом занимаются либо совсем дети, либо выходцы из 1980–1990-х. Поколение между ними исчезло. Кажется, оно попало под влияние Instagram: все смотрят на “успешный успех” и хотят также. Поэтому уходят из брейка, не видя никаких денежных перспектив. С одной стороны, это абсолютно нормально, а с другой – хотелось бы, чтобы беларусское брейк-движение с годами не угасало.
Травмы, меняющие стиль танца
Брейк – очень травмоопасный вид занятий. Разрыв сухожилий на пальце – одна из последних “поломок”, после которой я подумал: “Ну вот и все”. Несколько месяцев я не мог тренироваться, похудел, мышцы начали пропадать – я решил завязать с танцами. Но потом снял гипс, и ребята из моей команды позвали меня на очень лайтовые соревнования. Ощущая поддержку друзей, я занял второе место на конкурсе и понял, что все возможно. Решил, что не хочу подставлять команду и нужно возвращаться в форму.
После травмы руки мой стиль танца изменился до неузнаваемости. Я начал больше танцевать, а не разучивать новые элементы. Раньше я постоянно учил новые сложные фишки и не мог прийти к своему стилю, а сейчас я нашел себя. Получается, травма пошла мне на пользу, я научился танцевать под музыку, как бы это странно ни звучало.
Кстати, руку разрабатываю до сих пор. Ну а мелкие травмы случаются постоянно, ведь брейк – это и спорт. У меня проблемы с обоими коленями: надрыв правого мениска, артроз практически второй степени на двух коленях, две кисты в них же. Проблемы со спиной, шеей, плюс лысина на голове… Иногда можно повредить себе, потому что не размялся, а иногда переусердствовать и тоже травмироваться.
Мечта об Олимпе и брейк как стиль жизни
Брейк-данс включен в программу Олимпийских игр следующего года. Сейчас под эгидой Олимпа по всему миру проходят чемпионаты Breaking for Gold: несколько танцоров от страны приезжают, чтобы посоревноваться. К сожалению, Беларусь не представлена. Но в нашей стране есть федерация брейкинга – со своим президиумом, преподавателями и учениками. Одна из команд детей выигрывает почти все зарубежные соревнования, очень мощные ребята. Если бы я мог поехать на Олимпийские игры, то с командой. А вот для соло-номинации, я считаю, есть кандидаты лучше меня.
У обычных людей есть досуг, и брейк может им быть. У меня “досуг” – это “тренировки”. Иногда я могу прийти в зал после работы, не выспавшись, а потом позаниматься и кайфануть от заряда бодрости. Но в основном, конечно, наоборот. Наутро после тренировки я еле хожу: болит спина, шея, колени, ступни. Брейк-данс – это стиль жизни.
С детства я мечтал открыть школу танцев, чтобы передавать детям свои знания. Из-за большой загруженности осуществить эту мечту так и не получилось, но приблизиться к ней удалось. Уже второй год дважды в неделю я тренирую детей в школе танцев Conquistador Breaking. У меня одна мотивация на всё: стать в этой жизни кем-то. Хочется уважать себя в старости за дела и поступки.
Конкурсная история Роберта Таболина.
Роберт участвовал в конкурсах и соревнованиях Battle is in da house 2012 (Минск), Odessa streem jam 2013 (Одесса, Украина), Spring dance fest 2014 (Слоним), You dance electo 2014 (Барановичи), Apocalypsys battle 2014 (Минск), Mad rabbit fest 2015 (Минск), May dance battle 2014 (Барановичи), Rampage 2016 (Минск), Circle of trust 2016 (Минск), Битва Стилей 2017 (Минск), 4 season Final 2017 (Минск), Factory kingz anniversary 2016 (Даугавпилс, Латвия), Smoking Kingdom 2016 (Удевалла, Швеция), Gorilla street summit 2018 (Минск), Minsk street gamez 2018 (Минск), Битва за респект 2019 (Смоленск, Россия), Песочница Джем 2019 (Минск), Minsk Street Gamez 2019 Footwork (Минск), Vulitsa Ezha 2019 (Минск), Feeling of Dance 2019 (Минск) и т.д.
Текст: Александра Леон.
Дизайн: Женя Милютина.